18 декабря в нашей школе был проведен психологический тренинг-практикум для родителей и детей на тему «Тропинка родительской любви». Выбор темы был неслучайным, так как вопрос взаимопонимания внутри семьи в современном мире становится все более актуальным. Накануне был проведен опрос-беседа среди учащихся начальной школы по теме «Легко ли быть ребенком?», который заставил задуматься нас, педагогов -психологов о проблемах общения в семье. При анализе ответов, стало очевидно, что в некоторых семьях отсутствует взаимопонимание, элементарная ласка и тепло, нет доверительных бесед и поддержки. Поэтому главным направлением тренинга стало развитие гармоничного, теплого, дружеского взаимоотношения с собственным ребенком, формирование эффективных способов взаимодействия. Целью данного тренинга являлось повысить осведомленность родителей о необходимости телесного контакта, о целесообразности и продуктивности семейной совместной деятельности, о пользе внутрисемейного общения с использованием словесных игр.
В начале занятия были проведены упражнения «Давайте познакомимся. Ласковое имя», где ребята и их мамы прикрепили друг другу бейджики с ласковыми именами. Была проведена игра «Поменяйтесь местами». Далее было предложено провести мини–презентацию своей семьи. Ребята с удовольствием рассказали о своих мамах, об их хороших качествах. Мамы, в ответ, поделились краткими рассказами об успехах своих детей. Всем было приятно услышать добрые слова в адрес друг друга, что позволило создать теплую, дружескую атмосферу.
В первой части тренинга было важно дать возможность определить главные составляющие дружной, счастливой семьи. В помощь был взят Аист, как символ счастья и благополучия. По заданию ребята должны были прикрепить к летящему аисту перышки-слова для придания сил птице. Были предложены слова материального и духовного содержания: планшет, любовь, телефон, ласка, понимание. Перед ребятами встал непростой выбор. Вначале некоторые участники сделали выбор в пользу материальных ценностей. Но после бурного обсуждения, и под аплодисменты мам, ребята определили главные ценности дома и семьи: любовь, понимание, ласка, поддержка, тепло.
В завершении первой части тренинга была проведена игра «Большая стирка», где мамы условно «стирали» не грязь с одежды, а обиды, страхи, неуверенность, накопленную за долгое время. И делали они это с помощью нежных прикосновений и объятий. Это был самый яркий момент встречи. Глаза детей и их мам загорались радостью, нежностью и любовью друг к другу.
Во второй части тренинга разговор шел о необходимости постоянного общения в кругу семьи. Были предложены словесные игры, которые можно использовать непосредственно во время путешествий, долгой дороги, либо во время совместного досуга, «Подбери слово», «Рифмы», «Синонимы» и другие. Для примера, сыграли в игру «Цепочка слов», где ребята, совместно с мамами, активно подбирали предметы, действия, признаки.
В конце встречи мамы делились опытом проведения совместных семейных дел. Обсуждали необходимость привлечения младших членов семьи в совместные дела, для повышения значимости ребенка, для улучшения взаимопонимания. Много говорили о совместном творчестве. Для примера ведущие тренинга предложили в малых группах выполнить фигурку ангела, используя подручный материал: ватные диски и бисер для украшения. Следуя инструкции, с помощью мам, ребята создавали своих ангелов, которые, по их словам, должны принести в дом любовь и счастье.
В целом тренинг прошел на позитивной ноте, в дружеской атмосфере. Ребята и мамы с удовольствием принимали участие в предложенных заданиях. Взрослые получили новую информацию, которая подавалась в легкой и доступной форме. Каждая мама имела возможность проанализировать уровень своих личных взаимоотношений с ребенком, субъективно оценить атмосферу собственного дома и семьи и сделать правильные выводы.
Тренинг подготовили и провели педагоги-психологи: Николаева Ж.Ю., Тонких О.А и учитель –логопед Корниенко М.Н.
Автор: педагог-психолог Николаева Ж.Ю |